КАТАПУЛЬТИРУЕМЫЕ СИДЕНЬЯ
Катапультируемые сиденья (рис. 74) обеспечивают экипажу безопасное покидание самолета на больших скоростях полета (до 700 км/ч).
Установка катапультируемого сиденья включает в себя:
сиденье с привязными ремнями; стреляющий механизм; направляющие рельсы.
Сиденье состоит из следующих деталей:
каркаса с двумя подножками и боковыми поручнями;
подпарашютной чашки;
спинки с подушкой;
заголовника;
привязных ремней.
На вертикальных профилях каркаса сиденья установлены две пары роликов, благодаря которым сиденье движется по направляющим рельсам при его установке и катапультировании, и две бобышки, фиксирующие сиденье в рельсах.
К сиденью крепятся привязные ремни.
Плечевые ремни крепятся к механизму натяга, с помощью которого изменяется их натяжение. Фиксируется натяжение ремней ручкой стопорения, расположенной на левом поручне.
Плечевые и поясные ремни соединяются замком, смонтированным на правом поясном ремне. На левом поясном ремне имеется скоба с отверстием для замка. Концевые пряжки плечевых ремней надеваются на скобу левого поясного ремня, и в этом положении замок запирается.
Открывается замок с помощью скобы, расположенной на правом поясном ремне.
На правой стороне чашки сиденья установлен автомат АД-3, предназначенный для автоматического открытия замка привязных ремней после катапультирования.
На правом поручне сиденья установлена ручка аварийного сброса фонаря, одновременно являющаяся предохранителем скобы выстрела, расположенной под поручнем.
При перемещении ручки аварийного сброса фонаря передней кабины на 5…9° после начала открытия замков срабатывает микровыключатель КВ-6-20 и подается питание одновременно на электропневмоклапаны ЭК-48 системы подброса откидной части фонаря и блокировки катапультирования заднего сиденья.
Блокировка катапультирования служит для исключения одновременного катапультирования из обеих кабин.
При перемещении рычага аварийного сброса фонаря задней кабины в начале движения срабатывает микровыключатель КВ-9, подающий питание к ЭК-48 блокировки катапультирования переднего сиденья. А при передвижении рычага аварийного сброса на 5…9° после начала открытия замков фонаря срабатывает микровыключатель КВ-6-2А и включает питание к ЭК-48 под — броса сдвижного фонаря. После катапультирования летчика сиденье в другой кабине автоматически разблокируется. Разблокировать сиденье можно и вручную,, выдернув вилку-перемычку из розетки, расположенной на полу кабины, справа от сиденья.
На продольные профили каркаса надвигается и крепится двумя морскими болтами скоба подвески. Перестановкой морских болтов в отверстиях скобы сиденье регулируется по росту летчика. Диапазон регулировки ±40 мм от среднего положения.
На скобе подвески монтируется заголовник с подушкой.
Сиденье крепится к стреляющему механизму. Крепление осуществляется посредством болта, соединяющего скобу подвески сиденья с головкой стреляющего механизма.
Стреляющий механизм предназначен для производства выстрела и выбрасывания сиденья при катапультировании.
Стреляющий механизм состоит из двух телескопических труб — внутренней и внешней, соединенных между собой шариковым замком. Внешняя труба крепится к полу кабины. Внутренняя труба в своей нижней части имеет поршень, в котором размещены шарики шарикового замка. В верхней части трубы имеется резьба, на которую наворачивается головка стреляющего механизма.
Головка стреляющего механизма состоит из ударника, пружины и упора ударника. Ударник служит для разбивки капсюля пиропатрона. Упор ударника препятствует перемещению ударника под воздействием пружины. Упор ударника контрится тросом, соединенным с фонарем. На земле упор ударника дополнительно контрится наземным стопором.
При перемещении рычага аварийного сброса фонаря:
вперед замки фонаря открываются, фонарь сбрасывает-
ся и выдергивает тросовую контровку упора ударника.
Одновременно при перемещении рычага аварийного сброса его зуб выходит из зацепления со скобой выстрела и освобождает ее.
При нажатии на скобу выстрела упор ударника через тросовую проводку, траверсу и двуплечий рычаг отодвигается и под действием пружины ударник ударяет по капсюлю пиропатрона ГІК-4-1. Происходит выстрел. При выстреле пороховые газы открывают шариковый замок и, действуя на поршень, выбрасывают внутреннюю трубу вместе с сиденьем из кабины.