КАТАПУЛЬТИРУЕМЫЕ СИДЕНЬЯ

Катапультируемые сиденья (рис. 74) обеспечивают экипажу безопасное покидание самолета на больших скоростях полета (до 700 км/ч).

Установка катапультируемого сиденья включает в себя:

сиденье с привязными ремнями; стреляющий механизм; направляющие рельсы.

Сиденье состоит из следующих деталей:

каркаса с двумя подножками и боковыми поручнями;

подпарашютной чашки;

спинки с подушкой;

заголовника;

привязных ремней.

На вертикальных профилях каркаса сиденья уста­новлены две пары роликов, благодаря которым сиденье движется по направляющим рельсам при его установке и катапультировании, и две бобышки, фиксирующие си­денье в рельсах.

К сиденью крепятся привязные ремни.

Плечевые ремни крепятся к механизму натяга, с по­мощью которого изменяется их натяжение. Фиксируется натяжение ремней ручкой стопорения, расположенной на левом поручне.

Плечевые и поясные ремни соединяются замком, смонтированным на правом поясном ремне. На левом поясном ремне имеется скоба с отверстием для замка. Концевые пряжки плечевых ремней надеваются на ско­бу левого поясного ремня, и в этом положении замок запирается.

Открывается замок с помощью скобы, расположен­ной на правом поясном ремне.

На правой стороне чашки сиденья установлен ав­томат АД-3, предназначенный для автоматического открытия замка привязных ремней после катапульти­рования.

На правом поручне сиденья установлена ручка ава­рийного сброса фонаря, одновременно являющаяся пре­дохранителем скобы выстрела, расположенной под по­ручнем.

При перемещении ручки аварийного сброса фонаря передней кабины на 5…9° после начала открытия зам­ков срабатывает микровыключатель КВ-6-20 и подается питание одновременно на электропневмоклапаны ЭК-48 системы подброса откидной части фонаря и блокировки катапультирования заднего сиденья.

Блокировка катапультирования служит для исклю­чения одновременного катапультирования из обеих ка­бин.

При перемещении рычага аварийного сброса фонаря задней кабины в начале движения срабатывает микро­выключатель КВ-9, подающий питание к ЭК-48 блоки­ровки катапультирования переднего сиденья. А при пе­редвижении рычага аварийного сброса на 5…9° после начала открытия замков фонаря срабатывает микро­выключатель КВ-6-2А и включает питание к ЭК-48 под — броса сдвижного фонаря. После катапультирования лет­чика сиденье в другой кабине автоматически разбло­кируется. Разблокировать сиденье можно и вручную,, выдернув вилку-перемычку из розетки, расположенной на полу кабины, справа от сиденья.

На продольные профили каркаса надвигается и кре­пится двумя морскими болтами скоба подвески. Пере­становкой морских болтов в отверстиях скобы сиденье регулируется по росту летчика. Диапазон регулиров­ки ±40 мм от среднего положения.

На скобе подвески монтируется заголовник с по­душкой.

Сиденье крепится к стреляющему механизму. Креп­ление осуществляется посредством болта, соединяющего скобу подвески сиденья с головкой стреляющего меха­низма.

Стреляющий механизм предназначен для производ­ства выстрела и выбрасывания сиденья при катапуль­тировании.

Стреляющий механизм состоит из двух телескопи­ческих труб — внутренней и внешней, соединенных меж­ду собой шариковым замком. Внешняя труба крепится к полу кабины. Внутренняя труба в своей нижней части имеет поршень, в котором размещены шарики шарико­вого замка. В верхней части трубы имеется резьба, на которую наворачивается головка стреляющего меха­низма.

Головка стреляющего механизма состоит из ударни­ка, пружины и упора ударника. Ударник служит для разбивки капсюля пиропатрона. Упор ударника препят­ствует перемещению ударника под воздействием пру­жины. Упор ударника контрится тросом, соединенным с фонарем. На земле упор ударника дополнительно конт­рится наземным стопором.

При перемещении рычага аварийного сброса фонаря:

вперед замки фонаря открываются, фонарь сбрасывает-
ся и выдергивает тросовую контровку упора ударника.

Одновременно при перемещении рычага аварийного сброса его зуб выходит из зацепления со скобой вы­стрела и освобождает ее.

При нажатии на скобу выстрела упор ударника че­рез тросовую проводку, траверсу и двуплечий рычаг ото­двигается и под действием пружины ударник ударяет по капсюлю пиропатрона ГІК-4-1. Происходит выстрел. При выстреле пороховые газы открывают шариковый замок и, действуя на поршень, выбрасывают внутрен­нюю трубу вместе с сиденьем из кабины.